Мокрые черепичные крыши под серым небом, дым из фабричных труб — сюжет, который с переменным успехом часто воспроизводится на снимках. Как рассчитать экспозицию для снимка подобного рода? Самое простое — это сделать прямой общий замер, получить более или менее пригодное значение экспозиции, и в результате — достаточно «протокольный» снимок, т.е. унылый, тоскливый пейзаж. ...
Следует иметь в виду, что слабое освещение не всегда означает, что объект плохо освещен. При макросъемке, например, можно использовать значительное выдвижение объектива и сильно диафрагмировать его для увеличения глубины резко изображаемого пространства. В этом случае пленки может достичь очень небольшое количество света. ...
При съемке в условиях слабого освещения экспозицию следует регулировать путем изменения диафрагмы (если только это возможно), а не выдержки. Отклонение от закона взаимозаместимости при выдержках больше 2—3 с может оказаться значительным (особенно при цветной съемке), и это потребует от нас выполнения большого количества «запасных» кадров.
При съемках такого рода, как правило, можно работать с полностью открытой диафрагмой. ...
Съемка при слабом освещении вызывает ряд трудностей, связанных с определением экспозиции и обусловленных главным образом высоким контрастом, так как в этом случае распределение тональностей ночных сцен редко бывает таким же, как и при среднем дневном естественном освещении. Вряд ли удастся найти такой слабо освещенный объект, у которого почти непроницаемые тени не соседствовали бы с относительно яркими бликами. ...
В первой колонке таблицы поправок к экспозиции в зависимости от кратности увеличения приведены значения относительного дополнительного выдвижения объектива, при которых достигается определенное увеличение. И вот здесь возможны своего рода «подводные камни», или, другими словами, достоинства современной техники оборачиваются недостатками. ...