Астеничный фон настроения может быть стабильным у отдельных людей — чертой их характера. В этом случае любая попытка со стороны фотографа искусственно вызвать астеничное настроение у человека, у которого слабо выражено внешнее проявление радости, явится грубой ошибкой. Отражение астеничного настроения во внешности человека,
совпадающее с типичной для данной личности эмоциональной направленностью, может дать хороший результат при портретировании.
Чтобы не навязывать человеку не свойственного ему настроения, фотограф должен иметь познания в физиогномике, т. е. уметь оценивать внутреннее состояние человека по движениям и мимике лица. Эмоциональный тип человека. Есть утверждение, что человеческое лицо нельзя понять с первого взгляда, а нужно наблюдать его в процессе развития, прослеживая, как оно изменялось с возрастом. Надо сравнивать лицо в спокойном состоянии с тем, каким оно бывает во время гнева, испуга, страсти, удовольствия, пресыщения и т. д. И тогда по отдельным признакам и по совокупности их можно без большого риска ошибиться утверждать, что данный человек по натуре вспыльчив, смел, глубокомыслен и т. д. Это заключение могло бы явиться доминантой портретного образа — идеей портрета, направлением поиска портретного решения.
Этот путь, несомненно, верный, однако он полностью недоступен фотографу, лишенному возможности длительного общения с моделью. Можно ли определить по лицу человека присущие ему качества, ведь фотографу повседневно приходится вглядываться в человеческие лица и задавать себе вопрос: «Что кроется за этим изборожденным морщинами
лбом, что обозначает глубокая складка вокруг рта — жадность и эгоизм или разочарованность и затаенное страдание, что кроется за лицом, замкнутым в мире своих чувств и переживаний, что обозначают эти плотно сжатые губы, к которым стянута вся мускулатура лица,— целеустремленность и решимость или выражение внутреннего протеста?» И очень
важно, не заблуждаясь, найти соответствующее портретное решение.
Для большего удобства определения свойств внешности портретируемого результаты физиогномических наблюдений можно разграничить на два вида:
1) чисто внешние, так называемые анатомические признаки, к которым относятся рост, телосложение, форма головы, линейный строй лица, находящегося в спокойном состоянии, — статические признаки;
2) преходящие, меняющиеся признаки — смена эмоциональных фаз, поза, осанка, жестикуляция, мимика, являющиеся результатом движения, динамические признаки. Динамические признаки обыкновенно разделяют на три сферы: интеллектуальную, сферу чувства и действия. Наблюдая те и другие признаки в комплексе жизнедеятельности человека, фотограф стремится найти портретное решение, характерное как по статическим, так и динамическим признакам.
Чувства, воля и действия человека во многом зависят от его темперамента, более других факторов проявляющегося во внешности. Темперамент отражает состояние нервной системы человека и сказывается на его деятельности.
Выдающийся физиолог И. П. Павлов дал четкую классификацию типов темпераментов, имеющих внешние объективные признаки: сангвиник — сильный, уравновешенный, спокойный, с хорошей подвижностью тип. Самый совершенный
из всех типов по возможности приспосабливаться и согласовывать свои действия с условиями внешней среды;
холерик — сильный, но неуравновешенный, безудержный тип с очень активным процессом раздражимости; флегматик — сильный, уравновешенный, спокойный, с замедленной реакцией на внешние раздражители тип, с неудовлетворительной подвижностью нервных процессов; меланхолик — слабый тип. Отличается явной слабостью нервных процессов (возбуждения и торможения). Неудовлетворительно приспосабливается к жизненным условиям. Каждый тип темперамента имеет определенные мимические признаки. По складу лица и образу движений определяется тип нервной деятельности. Меланхолики отличаются неуверенным поведением, на их лицах находят отражение тоска, тяжелые
переживания.Холериков отличает бурное проявление эмоций, как положительных, так и отрицательных. Флегматики,
наоборот, неэмоциональны. У сангвиников характерно преобладание положительных эмоций самых разных оттенков. Они довольно легко переходят от созерцания к радости. Эмоциональные симптомы того или иного типа темперамента выражаются соответствующим аффектом: маниакальный аффект — повышенное радостное настроение, депрессивный аффект — угнетенное настроение, глубокая печаль, уныние, тоска; аффект раздражительности — тоскливо-злобное выражение, недовольство, неприязнь; аффект перевоплощения — попытка подражать кому-то при неестественном напряжении мускулатуры лица, отсутствие осмысленности.
Темперамент определяет в характере такие черты, как общительность, замкнутость, подвижность, уравновешенность поведения, и ничто из этих черт не должно ускользнуть от внимания фотографа. Определив тип темперамента портретируемого и характерный для него эмоциональный эффект, фотограф сопоставляет эти данные со статическими признаками. При этом следует учитывать, что формы тела сами по себе ни в коем случае не могут служить основанием для вывода о свойствах личности. Это значит, что ни рост, ни полнота, ни соотношения размеров фигуры ничего не говорят о характере человека, в частности о его идейной направленности и волевых качествах. Однако тип человека, его темперамент в процессе жизни влияют на формирование фигуры, накладывают отпечаток на позу и мимику, и это надо читывать. Характер — это определенный образ поведения человека, своеобразный психический его склад, отражающий внешние условия жизни и воспитания. Характер находит отражение в жизнедеятельности человека: манере себя держать, направленности поведения. Определить характер человека можно только по его проявлениям, а не по статическим признакам. Для познания характера имеет большое значение проявление чувств.