Мокрые черепичные крыши под серым небом, дым из фабричных труб — сюжет, который с переменным успехом часто воспроизводится на снимках. Как рассчитать экспозицию для снимка подобного рода? Самое простое — это сделать прямой общий замер, получить более или менее пригодное значение экспозиции, и в результате — достаточно «протокольный» снимок, т.е. унылый, тоскливый пейзаж. По всей вероятности, контраст такой сцены очень низок, а малоконтрастные отпечатки, почти целиком состоящие из серых тонов, редко производят впечатление на зрителя.
Поэтому, чтобы передать этот сюжет более выигрышно, можно повысить контраст, или сдвинуть все в сторону более светлых либо более темных тонов. Если уменьшить экспозицию на 2 ступени, то все тональности сдвинутся на2 ступени вниз по зонной шкале. Это приведет к тому, что слабые тени станут черными, небо потемнеет и мрачность сцены возрастет. Однако, если на мокрых крышах или тротуарах нет ярких бликов, фотография получится вялой, безжизненной. Чтобы оживить сцену, нужен небольшой просвет в облаках для создания дополнительной игры света, в противном случае можно попробовать повысить контраст, увеличивая время проявления приблизительно на 50%. Кроме того, чтобы получить более темные тональности неба и теней, можно использовать более контрастную бумагу, увеличить выдержку при печати. Можно пойти еще дальше: снимать на более чувствительную пленку с недодержкой на 1 ступень (или около того), а затем «вытянуть» негатив в активном проявителе (быть может, даже типа «Лит»)1. Это
приведет к повышению контраста и увеличению зернистости. В результате света станут более яркими, а тени — более темными, особенно если печатать на контрастной бумаге.
Выбор возможного способа повышения выразительности снимка в конечном итоге зависит от поставленной задачи. Многие сюжеты, снятые в плохую погоду, выигрывают от повышения контраста и зернистости изображения: реалистическая передача того или иного эффекта редко создает желаемое впечатление, так что эффект приходится усиливать.
Выделение деталей. Впечатление от снимков подобного рода нередко можно усилить путем концентрации внимания на конкретных деталях. Промокшая фигура человека на автобусной остановке, стоящего под зонтиком, с которого струйками стекает вода, олицетворяет ненастье. Это впечатление можно усилить, если дать крупным планом только часть зонтика и капельки воды на не улыбающемся лице человека.
Рассмотрим этот сюжет с точки зрения выбора правильной экспозиции, т. е. что важнее всего — черный зонтик, капли воды или лицо? Скорее всего, не лицо, так что прямой экспонометрический замер в данном случае не годится. Нам нужно передать фактуру ткани зонтика и, если удастся, капли воды. Поэтому целесообразно ориентироваться на небольшую передержку по отношению к черному зонтику. В обычной ситуации это была бы одна из самых темных тональностей на снимке — вероятно, 2-я зона шкалы; в нашем случае больше всего подойдет, видимо, 3-я зона. Это означает увеличение экспозиции на 1 ступень по сравнению с нормальной; тональности лица окажутся чуть светлее, чем обычно, но детали полностью сохранятся. Негатив должен хорошо печататься на нормальной бумаге (при необходимости можно взять на номер контрастнее).