Съемка при слабом освещении вызывает ряд трудностей, связанных с определением экспозиции и обусловленных главным образом высоким контрастом, так как в этом случае распределение тональностей ночных сцен редко бывает таким же, как и при среднем дневном естественном освещении. Вряд ли удастся найти такой слабо освещенный объект, у которого почти непроницаемые тени не соседствовали бы с относительно яркими бликами. При съемке почти любого интерьера в дневное время в кадр попадут и окна, и плотные тени в глубине комнаты, причем контраст может быть
значительно усилен за счет темной мебели. При съемке героя на сцене он может быть высвечен лучом прожектора, в то время как остальные участки действия будут находиться в полумраке; если речь идет о съемке на концерте, то тут возможны яркие блики от инструментов и костюмов исполнителей.
Кроме контраста трудности могут быть обусловлены необходимостью больших выдержек, особенно когда необходимо обеспечить большую глубину резкости. (Это создает сложности при съемке движущихся объектов или может привести к нарушению закона взаимозаместимости.) Однако если учесть, что при подобных обстоятельствах нам не так уж часто требуется резчайшая проработка деталей движущегося объекта или «правильная» передача цвета в условиях слабого освещения, то глубокий контраст не так страшен: ведь, как правило, чем чувствительнее пленка, тем лучше она
передает контрастные объекты.
Трудности, возникающие при съемке в условиях слабого освещения, носят довольно субъективный характер, так как все зависит от поставленной задачи. Что бы мы ни делали, нам не удастся передать объект таким, каким мы его видим.
Этого невозможно добиться даже при дневном освещении. Дело в том, что при низких уровнях освещения пленка не может одновременно фиксировать и света и тени, а также различать цвета или фиксировать движение, как это делает глаз, способный быстро перестраиваться на разные уровни освещенности. Кроме того, и глаз в действительности не видит всего того, что мы «различаем» — наше воображение дополняет увиденное, восстанавливая исчезнувшие цвета, схватывая движение, делая четкими едва различимые черты и т. п.
На фотографии, естественно, невозможно передать все то, что отражается в нашем сознании; следовательно, необходимо создать соответствующее ощущение (ощущение правдоподобности). Например, хорошо экспонированный снимок экзотически одетой танцовщицы можно получить, снимая с близкого расстояния со вспышкой. Однако гораздо более правдоподобное ощущение зритель получит от снимка, сделанного сквозь ореол табачного дыма, где в кадр попадет чья-то голова или рука, а фигура на сцене будет скорее намечена, чем тщательно
обрисована.
Вряд ли следует передавать интерьер комнаты так, чтобы виден был каждый уголок, каждая складочка на занавесках, каждая мелочь в отделке мебели, если только съемка выполняется не для рекламы фирмы, специализирующейся по оформлению интерьеров. Таких заказчиков не интересует «правдоподобность ощущения», им важно, чтобы с предельной четкостью были воспроизведены все детали обстановки. Интересы фотографов лежат обычно в несколько иной плоскости. Поэтому, как почти всегда в фотографии, приходится идти на компромисс и поступаться одним ради другого, чтобы в результате создать такой образ объекта, который соответствовал бы нашему видению и каким мы хотим его показать зрителю. Именно с этих позиций и нужно подходить к определению экспозиции при съемке в условиях слабого освещения.