Завод-изготовитель обычно указывает на оправе фильтра его кратность (например, 1,5х, 2х, 4х и т. п.), т. е. число, показывающее, во сколько раз нужно увеличить экспозицию для фотографируемого объекта при установке данного фильтра на объективе. Если кратность фильтра равна 2, то, чтобы скомпенсировать потерю света за счет поглощения фильтром, экспозицию следует удвоить (т. е. увеличить на 1 ступень).
Обычные фильтры пропускают свет всех цветов, поглощая некоторые из них сильнее, а другие слабее. Красный фильтр, например, мало ослабляет оранжевые и желтые цвета, более сильно — зеленые, а синие и фиолетовые поглощает очень сильно. Поскольку почти все естественные цвета являются смешанными, наличие любого фильтра так или иначе сказывается на большинстве цветов.
Если желтый фильтр используется с целью «притемнить» голубое небо и выделить на нем белые облака, то синий свет неба будет сильно поглощаться. Однако белый свет облаков также содержит голубую составляющую, так же как и зеленый цвет травы и листвы, и даже многие красные, коричневые и другие краски. Поэтому приходится увеличивать экспозицию, чтобы избежать чисто синего света, который почти полностью задерживается фильтром.
Следует иметь в виду, что значения кратности фильтров не более достоверны, чем такие показатели, как чувствительность пленки или ведущее число лампы-вспышки, и требуют проверки в конкретных условиях съемки. Белая бумага при свете ламп накаливания кажется желтоватой, поскольку такой свет содержит гораздо меньше синих лучей, чем дневной. Поэтому оранжевый фильтр, маркированный как четырехкратный (4х), может поглотить и меньшее количество отраженного от бумаги света. Но тот же самый фильтр поглотит больше 3/4 света, если перед источником поставить голубой или зеленый фильтр. В зависимости от условий съемки один и тот же фильтр может иметь реальные кратности от 1,5 до 4 и более. Даже при дневном свете желтый светофильтр в очень пасмурную погоду может иметь
кратность 5, а при ярко-голубом небе — от 2 до 4.