отражают и поглощают падающий свет, в результате чего не весь свет, достигающий передней линзы объектива, попадает на пленку.
Выдвижение объектива
Иногда потери света могут быть обусловлены дополнительным выдвижением объектива. При съемке удаленных предметов объектив находится на более или менее постоянном расстоянии (фокусном расстоянии) от плоскости пленки. При наводке на резкость объектив слегка перемещается вперед и назад, но это перемещение мало по сравнению с его фокусным расстоянием. Перестраивая объектив с фокусным расстоянием 50 мм на дистанцию наводки от 1 до 10 м, мы смещаем его не более чем на 2,5 мм. При наводке на самое далекое расстояние (на бесконечность) объектив будет находиться на расстоянии 50 мм от плоскости пленки, если его фокусное расстояние составляет 50 мм. Чтобы навести
этот же объектив на предмет, находящийся на расстоянии 0,5 м от аппарата, нужно выдвинуть его вперед примерно на 6,4 мм от положения наводки на бесконечность1. Если объект находится особенно близко к аппарату, объектив приходится выдвигать на довольно значительное расстояние но сравнению с его фокусным расстоянием Свет выходит из объектива расходящимся пучком, поэтому чем дальше плоскость пленки отстоит от объектива, тем больше
площадь сечения пучка, и тем меньшее количество света приходится на единицу площади. Таким образом экспозиция оказывается зависящей от того, насколько сильно выдвигается объектив. При обычной съемке дополнительное выдвижение объектива невелико по сравнению с его фокусным расстоянием: для нормального объектива переход от бесконечности до 0,5 м соответствует выдвижению объектива всего на 13% фокусного расстояния. Однако чем ближе предмет, тем дальше приходится выдвигать объектив. Для фокусировки на 10 см объектив уже должен находиться на
расстоянии 100 мм от пленки, т. е. дополнительное выдвижение составляет 100% фокусного расстояния.
Проигрыш в освещенности будет обратно пропорционален квадрату расстояния от объектива до пленки. Например, когда это расстояние увеличивается от 50 до 56 мм, освещенность кадра уменьшается в отношении (50:56)2 = 1:1,25. Другими словами, потеря в освещенности составляет примерно 25 %, что оказывается не слишком существенным. Поэтому при наводке объектива на разные дистанции в пределах шкалы на его оправе нет надобности вводить какую-либо поправку в расчетное значение экспозиции.
Многие объективы могут быть установлены в положение фокусировки, обозначаемое как «макро», что позволяет снимать предметы с близкого расстояния примерно в масштабе 1 / 3 натуральной величины. Объектив с фокусным расстоянием 100 мм при этом выдвигается дополнительно на 33 мм, вследствие чего теряется более 40 % света. Поправка к экспозиции в этом случае (одинаковая для всех типов объективов) составляет уже почти 1 ступень, и с этим приходится считаться.
В случае настоящей макросъемки с использованием удлинительных колец или удлинительного промежуточного меха эффект выдвижения объектива оказывается еще более значительным. Например, при съемке в натуральную величину дополнительное выдвижение равно фокусному расстоянию объектива. Это значит, что расстояние, проходимое светом до пленки, увеличится в два раза (т. е. 100 мм вместо 50 мм) и проигрыш в освещенности составит (50:1ОО)2 = 1:4, т. е.
реальная экспозиция будет в четыре раза меньше, чем при нормальном положении объектива. Следовательно, экспозицию нужно увеличить в четыре раза по сравнению со значением, которое дает карманный экспонометр.
Все вышесказанное не относится к показаниям заобъективного экспонометра TTL, который автоматически учитывает ослабление света, обусловленное выдвижением объектива. Однако при макросъемке показания заобъективного экспонометра также оказываются не слишком надежными: объекты макросъемки часто имеют несреднее распределение тональностей. Поэтому рекомендуется делать замер по серой карте или используя метод падающего на объект света
(замер по освещенности или «от объекта»).