Можно ли «преобразовать» объект таким образом, чтобы передать его именно так, как нам хочется'' Предположим, что в яркий солнечный день мы сидим на пляже. Небо, море, песок отражают огромное количество света. Люди с невероятной энергией бегают по пляжу у кромки воды. Глазам больно смотреть — все так сверкает, что на ярком фоне едва удается различить фигуры людей. Можно ли все это передать на фотографии?
Можно, если тщательно подобрать экспозицию. Обычный подход вряд ли что-нибудь даст. Проработка деталей на песке и в небе потребует столь малой экспозиции, при которой фигуры людей превратятся почти в силуэты. Если еще уменьшить экспозицию, получим более темные тональности для неба, песка и моря и фигуры в виде силуэтов, вероятно, пляшущие блики на волнах.
Попробуем теперь увеличить экспозицию. Результат может оказаться интересным: фон станет настолько светлым, что детали пропадут вовсе; проработка фигур людей улучшится, но контраст будет низким.
Впечатление «боли в глазах», однако, можно передать более точно, если увеличить экспозицию за счет увеличения выдержки, а не диафрагмы. Что произойдет, если увеличить выдержку настолько, что движущиеся фигуры окажутся заметно смазанными — скажем, на целую четверть своей ширины?
Иначе говоря, за время экспонирования изображения фигур на пленке заметно смещаются. Получается, что фигура частично сдвигается на тот участок пленки, который уже сильно засветился от яркого фона, вместе с тем фигура открывает участок пленки, который тоже сильно засвечивается. В результате истинные границы фигуры исчезают, и она превращается в свое «утонченное» подобие; это в общем соответствует тому, что мы видим незащищенным глазом.
Таким образом, все зависит от правильного подбора выдержки. Если она окажется слишком большой или если люди будут перемещаться слишком быстро, то их фигуры могут вовсе исчезнуть. Лучше всего снимать с выдержкой 1/15 или 1/30 с, а если отдыхающие «чересчур энергичны», то и с 1/60 с.