Если приходится фотографировать при резком, ярком освещении, то вполне возможно, что фотокамера окажется не в состоянии зафиксировать в одном изображении более широкий диапазон контрастности снимаемой сцены, чем тот, на который она рассчитана. Если при таких условиях имеется возможность сделать только один снимок, как, например, в фотожурналистике, спорте или на природе, тогда придется вы-бирать самый важный для снимка участок градационной шкалы. Как правило, экспозицию целесообразно выбирать таким образом, чтобы света не оказались чрезмерно
контрастными.
Как указано выше, если темные средние тона и тени еще могут быть осветлены, то нарушенные света исправить невозможно. Если же объект съемки может быть перемещен, как, например, при портретной съемке, необходимо попытаться найти такое место, где освещение оказывается более равномерным и без резких контрастов. А если объект съемки переместить нельзя, в таком случае можно попытаться изменить кадрирование снимка, выбрав другую композицию с менее резким контрастом.
Как и во всех хороших фотографических композициях, следует выбирать такой вид, который сводит изображение до самых важных элементов. Исключая лишние и отвлекающие внимание элементы, в конечном итоге можно добиться приемлемого для фотокамеры интервала контрастности.
В частности, при фотографировании пейзажных сцен, где темп съемки не столь важен, вполне возможно сделать два снимка одной и той же сцены при разной экспозиции. Один такой снимок может быть сделан с фиксацией ярких светов, а другой — при увеличенной экспозиции для фиксации деталей в области средних тонов и теней. После этого оба снимка могут быть объединены в Photoshop для получения изображения с расширенным диапазоном контрастности, который невозможно было зафиксировать в одном снимке. Такой метод лучше всего подходит для съемки со штатива, обеспечивающей точное выравнивание обоих снимков.