Если в результате анализа гистограммы полученного изображения оказывается, что ее гористый силуэт набегает прямо на правый край диаграммы, это свидетельствует об ограничении уровня яркости или регистрации светов сплошным белым цветом без каких-либо деталей. В некоторых моделях фотокамер изображение отображается с мигающей графической накладкой, указывающей на местоположение передержанных светов на снимке. Если ограничение светов по яркости обнаруживается по гистограмме, необходимо откорректировать экспозицию и сделать повторный снимок, чтобы исключить передачу светов сплошным белым цветом.
Если фотокамера предоставляет полный набор режимов экспонирования, это дает возможность изменить параметры настройки экспозиции самыми разными способами. Но, как правило, коррекция экспозиции оказывается самым быстрым и чаще всего применяемым методом. Как показывает опыт, экспозицию целесообразно уменьшать на треть или половину числа диафрагмы, даже при съемке, в пасмурный день. По крайней мере, это должно избавить от чрезмерно контрастных светов, особенно если приходится снимать очень быстро. И дело не столько в контрасте, сколько в том, что фотокамера воспринимает окружающий мир иначе, чем фотограф. Поэтому для выявления истинной причины неудовлетворительного качества изображения рекомендуется сделать несколько снимков и проанализировать их гистограммы. Если же фотогра-
фическая ситуация допускает более обдуманный, взвешенный выбор экспозиции, можно воспользоваться упомянутым выше приемом «экспонирования вправо».
Кэтрин Айсманн обычно корректирует экспозицию в сторону недодержки на половину числа диафрагмы при малоконтрастном дневном освещении без резких теней, на 1 число диафрагмы при наличии теней в погожий день и на 1,5 числа диафрагмы при особенно ярком дневном освещении и глубоких, резко очерченных тенях (но если и это не помогает, тогда, по мнению Кэтрин, пора возвращаться домой). Разумеется, такая коррекция подлежит проверке по гистограмме каждого сделанного снимка. И хотя указанные параметры настройки могут быть взяты за основу, мы никогда не придерживаемся каких-то жестких правил и всегда корректируем экспозицию таким образом, чтобы добиться оптимального вида гистограммы. Поэтому проверять гистограмму рекомендуется с частотой изменения освещения, композиции, яркости объекта съемки или режима экспонометрии, чтобы обеспечить фиксацию оптимальной градационной
шкалы в получаемых фотографиях.
Для большинства фотографических изображений единственными светами, которые должны передаваться сплошным белым цветом, являются зеркальные подсветки, в том числе яркие отражения на стекле или полированном металле.
А детализированные света, как на белом пиджаке или пушистых, белых облаках в летний день, лучше всего передаются более темным цветом, чем белый. Если добиться группирования уровней тоновв основном на правом краю гистограммы, но так, чтобы они не набегали на этот край, тем самым можно гарантировать, что света не будут передаваться сплошным белым цветом. Таким образом, рационально используется самый важный крайний справа пятый участок гистограммы (см. выше врезку «Экспонирование влево, вправо или по центру для получения оптимальной гистограммы»). Значение тона в области нарушенных светов может быть уменьшено в Photoshop до более темного тона, но если детали в данной области не были зафиксированы в исходном изображении, они будут утрачены навсегда.