Тем, кто привык снимать на пленку, скорее всего известен следующий совет: если есть сомнения относительно выбора экспозиции, лучше немного передержать, чем недодержать негативную пленку. Этот совет основан на том факте, что светочувствительные кристаллы серебра недодержанной негативной пленки оказываются недостаточно экспонированными для формирования качественного изображения на пленке. Для фотографий, получаемых с такой пленки, характерно недостаточное число деталей в области теней, слабый контраст, малая насыщенность цвета, грязновато-темные тона и более заметная зернистость пленки. С недодержанного негатива трудно печатать фотографии в фотолаборатории. И если даже опытному фотографу удается добиться определенных улучшений, полученные фотоснимки не могут сравниться по качеству с теми, что напечатаны с правильно экспонированного негатива.
Для диапозитивной пленки справедливо совершенно обратное: если есть сомнения относительно выбора экспозиции, лучше немного недодержать, чем передержать такую пленку. Ведь передержанная диапозитивная пленка получается слишком светлой, имеет малый контраст, нарушенные света и выцветшие цвета, поскольку у диапозитивной пленки более узкий интервал экспозиции, или динамический диапазон, чем у негативной пленки. И даже если недодержка позволяет добиться хорошего контраста и большой насыщенности цвета, это достигается за счет потери деталей в области теней на самых темных участках изображения.
С точки зрения интервала экспозиции, или способности фиксировать конкретный диапазон контрастности в течение одной экспозиции, датчики изображения современных цифровых фотокамер имеют такой же динамический диапазон, как и цветная диапозитивная пленка. В связи с этим рекомендации по выбору экспозиции для диапозитивной пленки распространяются и на фиксацию цифровых изображений, но с некоторой поправкой. Если есть сомнения относительно способности фотокамеры фиксировать детали в области ярких светов, то, как правило, лучше недодержать изображение
на треть или даже целое число диафрагмы, чем нормально его экспонировать, рискуя получить чрезмерно контрастные света. Если же при цифровой фиксации яркие света передержаны до такой степени, что становятся совершенно белыми и теряют детали, то восстановить незафиксированные детали просто невозможно.
А если контролировать света путем незначительной недодержки, можно оставить изображение в целом темным, но его нетрудно поправить в Photoshop или другой аналогичной программе.Намеренную недодержку лучше всего осуществить путем коррекции экспозиции в фотокамере в отрицательную сторону в соответствии с условиями освещения во время съемки. Склонность фотокамер фиксировать в цифровых изображениях самые яркие света как совершенные белые наиболее заметна при ярком солнечном свете и высококонтрастном освещении, особенно если встроенный в фотокамеру экспонометр определяет экспозицию по темным участкам снимаемой сцены. Белая пена прибоя и волны на пляже в солнечный день либо белые волосы на ярком солнце — это типичные ситуации, когда на снимках могут появиться чрезмерно контрастные света.
В подобных ситуациях коррекция экспозиции от -1 до 1,5 числа диафрагмы позволяет предотвратить потерю деталей в области светов. В тех сценах, где присутствует мягкое, рассеянное и малоконтрастное освещение (например, при съемке в пасмурный день или в области открытой тени), упомянутый выше недостаток возникает намного реже. Хотя
он может проявиться именно тогда, когда его меньше всего ожидаешь. Если света воспроизводятся недостаточно хорошо, то недодержка на треть числа диафрагмы может обеспечить небольшой запас на светлом краю гистограммы. Для выбора оптимальной экспозиции всех участков снимаемой сцены рекомендуется сделать несколько пробных снимков в начале съемки и проанализировать их гистограммы.