Для удобства интерпретации показаний экспонометра его следует рассматривать в качестве советчика или консультанта, опыт и знания которого в данной области помогают принять правильное решение. В зависимости от конкретной ситуации можно воспользоваться рекомендациями такого консультанта либо пренебречь ими и выбрать свой путь. Поэтому очень важно научиться делать правильный выбор между рекомендациями экспонометра и коррекцией его показаний, чтобы не просто фиксировать изображения, а получать качественные фотографии. И хотя на эту тему написано немало книг, включая и эту, научиться вовремя прочувствовать момент, когда следует откорректировать показания экспонометра, можно, только приобретя некоторый практический опыт.
Несмотря на то что снимаемые сцены сильно разнятся, некоторые из них можно рассматривать как классические примеры ситуаций, когда вполне уместна коррекция показаний экспонометра. Некоторые из этих сцен уже упоминались, но теперь они будут рассмотрены подробнее в свете коррекции экспозиции.
• Задняя подсветка. При чрезмерно контрастном освещении практически невозможно правильно экспонировать как темные, так и светлые участки изображения. В частности, при задней подсветке, где преобладает источник света, расположенный позади объекта съемки, не так-то просто выбрать правильную экспозицию даже при наличии самой совершенной фотокамеры.
Характерными примерами служат портрет на фоне ярко освещенного окна или сцена, в которой основной объект съемки находится в области открытой тени с мягким, даже ровным освещением, а большая часть сцены залита солнечным светом или представляет собой ослепительно яркое небо позади объекта съемки. Яркий свет на заднем плане становится причиной неверных показаний встроенного в фотокамеру экспонометра, в результате чего экспонируемый основной объект съемки получается слишком темным. Чтобы исправить этот недостаток, достаточно включить вспышку, чтобы свет от нее заполнил темные участки изображения, либо откорректировать вручную показания экспонометра для дополнительного экспонирования снимка.
• Снежные и пляжные сцены. В таких сценах объекты отражают много света и зачастую оказываются недодержанными. В частности, снег или песок приобретает неприятный тусклый и грязноватый вид.
В качестве эмпирического правила коррекции показаний экспонометра рекомендуется уменьшить диафрагму на половину или целое число, чтобы скомпенсировать узость поля зрения экспонометра, ограниченного 18% серого. В итоге светлые участки сцены станут более яркими и правдоподобными, в отличие от грязно-серого вида, который они приобретают при стандартной экспозиции, выбираемой экспонометром. Данный недостаток экспонирования настолько характерен для многих фотокамер, что в них встроен специальный режим сцены, предназначенный для съемки на снегу или на пляже. Для коррекции экспозиции (в частности, для уменьшения диафрагмы) можно также воспользоваться специальными органами управления.
• Ночные сцены. Измерение света при слабом освещении (в частности, ночью или в сумерках) представляет для экспонометра не меньшую трудность. В автоматическом режиме съемки в большинстве фотокамер срабатывает встроенная вспышка, заливающая сцену резким светом, которого следует всячески избегать. Но дело в том, что дальность действия встроенной в фотокамеру вспышки зависит от установленного показателя ISO и, как правило, ограничивается пределами от 2,4 до 3,6 м для большинства фотокамер. В итоге передний план освещается достаточно
хорошо и экспонируется нормально, а задний план оказывается недодержанным.
Следовательно, если при фотографировании ночью требуется сохранить ощущение и настроение, создаваемое уществующим в сцене освещением, в качестве первого этапа коррекции экспозиции следует выключить вспышку. Но даже при выключенной вспышке вследствие присущей экспонометру особенности сводить все градации яркости измеряемого света, отраженного от снимаемой сцены, к градации серого на 18% любые яркие точки света в изображении (в частности, мерцающие городские огни) получаются передержанными, а темные участки, которые должны оставаться темными, приобретают грязно-серые тона с большим количеством помех. Принцип, который применяется для коррекции экспозиции снежных и пляжных сцен, пригоден и для ночных сцен.
При этом показания экспонометра берутся за основу, исходя из которой проверяются другие параметры настройки экспозиции. А поскольку фотокамера выбирает экспозицию для воспроизведения градаций умеренно-серого, необходимо в первую очередь откорректировать именно этот режим, уменьшив экспозицию снимка, рекомендуемую экспонометром. Для этого достаточно уменьшить вручную продолжительность экспозиции или затемнить объектив диафрагмой, увеличив последнюю.
Некоторые ночные сцены оказываются слишком темными для того, чтобы экспонометр мог точно определить их экспозицию. В таком случае придется поэкспериментировать с разными параметрами настройки , чтобы выбрать среди них самые подходящие для конкретной фотографии. Подробные сведения о длительных экспозициях и съемках при слабом освещении приведены на Web-сайте, посвященном данной книге.