Во всей сфере фотографии в последние годы сильно выросло значение цветной съемки. Черно белая же становится узко профессиональной областью. Естественно, цвет делает фотографии более правдоподобной и конкретной. Но одно только это не было бы выигрышем для актовой фотографии. Как раз абстракция. Которая является результатом перенесения естественных красок природы в серую гамму тонов чернобелого изображения, а вместе с ней и устранение слишком натуралистичных представлений, сталкиваются с предполагаемым в изображении акта высказыванием. Употребленный необдуманно цвет, означал бы таким образом шаг назад. Где же скрыты возможности применения цвета в фотографии обнаженного тела?
Важно обратить внимание на тот факт, что цветная фотография и пестрая фотография не одно и то же. Во всех сферах применения цветной фотографии имеет место ограничение числа цветов на одном снимке. Пестрота означает случайное и беспорядочное сосуществование самых различных цветов и тонов, что не приносит пользы художественной фотографии. Но при соответствующем содержании изображения и для конкретной модели может быть осознанно скомпоновано опреде
ленные интенсивные цветовые сочетания. Практика показывает, что изображения, построенные в цветовом оформлении на эффекте контраста дополнительных цветов, производят на зрителя более активное, свежее и живое впечатление, чем те, которые тон в тон выдержанны в родственных цветовых тонах. Последние скорее излучают покой и задумчивость, иногда меланхолию. Умелое цветовое оформление позволяет даже выразить в изображение романтизм, ли
ричность, не соскальзывая в безвкусицу.
Передача цветом оттенков кожи имеет большую, чем чисто документальную, выразительную функцию. Цвет кожи почти никогда не является единственной краской на снимке. Другие цвета могут его поддержи вать, подчеркивать или ослаблять. Удастся ли осуществить возможное или предполагаемое высказывание, это зависит от того, как удается фо
тографу поставить цвет кожи в правильное соотношение к цветам окружения, фона и аксессуаров. Сверх
правдоподобная передача усиливает впечатление материальности. Основное средство изображения в цветной фотографии это контраст цветов. Его нельзя дать логично в черно-белой фотографии, где единственная возможность инсценировать пространство в плоском изображении дается через световой контраст.
Об образном воздействии различных цветов в фотографии можно судить по четырем шкалам: Шкала теплых цветов ( от красного к фиолетовому) имеет решающее значение для цветовой пластики, для иллюзии пространства. Теплые цвета сильнее притягивают взгляд зрителя и тем самым заставляют отступить более холодные тона на задний план. Так крас
ный и оранжевый цвета идеальны для переднего плана, желтый и зеленый для среднего, а голубой для заднего. Из этого получилось бы совершенное в отношении цветов эшелонирование в глубину.
Практика фотографии доказывает убеждающее пространственное впечатление от такого и производного от него расположения цветов.
Шкала яркости имеет значение для формирования эффекта объемности за счет ступенчатого перехода от светлого к более светлому или от темного к более темному для одного цвета в пределах одного тона. Шкала чистоты цветовой тон при постоянной яркости меняет степень своей чистоты в зависимости от того, больше или меньше он смешивается с серым цветом. Одну крайнюю точку этой шкалы образует данный цвет в наивысшей чистоте, другую всегда серый цвет. Использование цветовых тонов этой шкалы также играет роль для создания пространственности и пластики в
изображении. Смешанная шкала функционирует за счет возможности цвета при не изменной яркости и при том же со
держании серого цвета приближаться к своим соседям по цветовому кругу.
Для этой шкалы характерны больше психологические аспекты восприятия. Зеленый, например, всегда воздействует теплее и приветливее, когда содержит больше желтых примесей, или холоднее и даже неприятно, когда он больше приближается к голубому.
Конечно, в практике эти шкалы не применяются изолированно и постоянно проникают друг в друга. Этот комплекс композиции цветного изображения принято называть синхронным контрастом. Он зависит не только от значений цветов, но и от соотношения величин цветовых поверхностей, и часто использует оптические обманы, как, например,
красная поверхность придает нейтрально-серому фону зеленоватое мерцание и наоборот. Это означает для фотографапрактика то, что модель с бледной кожей нужно изображать в контрасте с бледными, смешанными, холодными цветовы
ми тонами, если ваша задача показать кожу модели теплой.
Смягчить же вид слишком загорелой кожи можно через сочетание родственных красных тонов в самой большой
чистоте. Для синхронного контраста также важен тип модели. Для светловолосой модели не подходят слишком
интенсивные теплые цветовые тона в окружении и фоне. Светлые волосы производят впечатление более
воздушных и ярких, когда они выделяются на фоне нежных пастельных цветов несколько более холодных оттенков. С темноволосой или загорелой моделью можно сочетать фон в более сильных цветовых тонах. Также помада пастельного прохладного цвета делает лица теплее и свежее, резкий красный цвет на губах делает тон лица более бледным,
что следует учитывать при съемке крупным планом.