Регистрация

Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться. Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.

Тон и тоновые соотношения (часть третья)

Соотношение тонов кажется естественным и реальным, когда в павильо не имитируют эффект натурного освещения. Стоит только нарушить эффект освещения одним источником и ввести еще один поток света с любого другого направления, как закончится привычное чередование тонов и начнется тональный вымысел. Это действительно так, ибо на объекте могут появиться вторые тени, а цвета (тона) на отдельных участках, куда дополнительно упадет свет, посветлеют. Было бы неверным утверждение,
что тонального единства в фотоизображении можно достигнуть только светотональным способом освещения. Преобладание одной гаммы тонов напомнит старинный гобелен, где близкие по тону детали утрачивают
четкость очертаний, образуя ту безликость, при которой все окажется
второстепенным и малозначительным.
Нарушением соотношения тонов можно считать такое их сочетание, которое не приводит к правильному восприятию сюжета, а создается исключительно из соображений эффекта.
Иногда в качестве критерия правдивости и оправданности тонального
решения принимают реальность тоновых отношений, т. е. возможность на-
блюдать подобное в окружающей нас действительности. Если иметь в виду
съемку на натуре, то здесь сама природа — единственный и реальный творческий источник. Солнце, совершая свой круг, меняет тоновые соотношения, так как беспрерывно меняется угол падения световых лучей
по отношению к освещаемым поверхностям. Даже при контровом рисующем освещении, когда контраст светотени достигает своего максимума, не возникает вопрос о тональном несоответствии или отсутствии тонального единства.
Какую бы точку съемки ни выбрал фотограф на натуре, освещенность
и тональность снимаемого объекта будут реальны и логичны, если этому
не будут помехой технические средства: спектральная светочувствитель-
ность материала и светофильтры. Таким образом, вопрос правдивости тонального рисунка на фотоснимке относится только к павильонной
съемке.
Искусствовед Л. П. Дыко утверждает, например, что основой светового,
а тем самым и тонального решения каждого снимка должен быть реальный источник света: фонарь, свет которого вырывает из темноты фигуру человека; настольная лампа, создающая яркое световое пятно на фоне
общего полумрака комнаты, и т. п. Иначе говоря, необходимо достижение такой тональности, которая ассоциируется с реальностью световой
обстановки.
Другие считают, что наибольшее проявление творческой индивидуальности заключается в особом художественном видении, когда работа над формой может увести от объективных и реальных представлений. Они справедливо ратуют за равное право с рисунком передавать тональность, не точно копируя действительность, а так, как она представляется фотографу, если нарушение тонального единства служит замене классической красоты форм красотой выражения.
Эти, казалось бы, два противоположных и принципиально непримиримых взгляда на тональность в действительности должны и могут мирно сосуществовать в фотоискусстве. Общим знаменателем для этого может служить формула: фотографическое изображение из средства фиксации должно превратиться в средство выражения художественного образа.
Однако есть ли основание отрицать тональный вымысел, т. е. такое соче-
тание тонов на объекте, которое не может встретиться в реальной жизни?
На это можно ответить, что когда тональное решение не увязано с идеей фотопроизведения или отвлекает от нее, или, наконец, противоречит ей, то тональный вымысел не оправдан. Но когда изобразительное решение, связанное с тональностью, выходит за рамки обычных или привычных представлений и, не ограничивая себя скрупулезным повторением реальности, организует тональный рисунок кадра, то вымысел становится реальностью, а в результате рождается подлинно художественное
произведение.
Если мысль и идея фотографического произведения доходчиво переданы, а в отдельных элементах произведения не ощущается нарушения смыслового единства, значит, здесь не нарушено и тональное единство независимо от степени контраста фотоизображения.
Портрет — создание художественного образа реального человека — заключает в себе идею познания его сущности, т. е. составляет истину
искусства, не отделимую от жизненной правды. Тональный вымысел в
фотографическом портрете не оправдан лишь тогда, когда тональность
снимка противоречит представлению о внутренней сущности человека, а в
смысле формы не создает пластической убедительности и объемно-про-
странственного построения.
Фотохудожник вправе отказаться от имитации в павильоне эффектов
реального освещения во имя удовлетворения творческой фантазии. Он
вправе оставить без ответа вопрос, почему он принял именно такое тональное решение, так как не все в искусстве объяснимо. Многое в сложном, подчас мучительном творческом труде остается пока невыясненным, главную роль здесь играет авторское чувство, а в нем могут быть и частицы подсознательного, не поддающегося объяснению.
Тем более важна методика решения творческой задачи, которая может быть ориентиром в подходе к творческой производственной работе профессионального фотографа.
Блог anikin  |  01.04 16:35

Комментарии

© 2004-2013 Me-Design