Регистрация

Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться. Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.

Фон и первый план (часть 2)

Предметы восприятия — основа портретного образа, т. е. главные
выразительные элементы композиции и их взаимодействие. Все остальное составляет фон восприятия. Предметы и фон восприятия составляют предмет изображения. Все, кроме предмета изображения, явится фоном изображения.
Вот здесь-то фотограф должен уяснить, что не всегда фон как пространство за фигурой портретируемого составляет фон восприятия. Так, например, основное выразительное пятно на фоне может быть настолько привлекающим наше внимание, что наряду с другими важными элементами составит предмет восприятия.
Избирательность восприятия в портретной фотографии отличается стабильностью. Здесь невозможны без ущерба для основной идеи компози-
ции какие-либо перемещения изобразительных акцентов, влекущих за
собой переход элементов фона восприятия в элементы предметов восприятия. В кинематографе предмет и фон восприятия динамичны. То, что
было предметом восприятия, например живописный пейзаж, может превратиться в фон восприятия, если в кадре появится новый сюжетно важ-
ный элемент — человек или группа людей. И наоборот, люди, удалившись из кадра, вернут пейзаж из фона в предмет восприятия. Пейзаж обретет художественные достоинства лишь в том случае, если на фоне восприятия — опушки леса или иной живописной дали — выделить предмет восприятия, например дерево или речку на переднем плане.
Для выделения предметов восприятия имеется разнообразие технических и изобразительных средств.
Фон фотографического портрета может иметь три выражения:
1) беспредметный — плоский;
2) предметный — интерьер;
3) натурный — пленер.
При работе с плоским фоном перед фотографом стоит задача — не обнаруживать на фотоснимке материальность фона, его структуру и фактуру,
а путем освещения и оптических эффектов создать иллюзию его глубины
и пространственности. Тональность фона, от самого светлого до темного, подбирается в зависимости от изобразительной идеи портрета с учетом конкретных особенностей модели. В недалеком прошлом в съемочном зале имелся набор из нескольких разных по тональности фонов. В настоящее время надобность в них отпала, так как тех же результатов или даже больших можно добиться путем соответствующего освещения. Важно лишь, чтобы собственный тон фона был умеренно светлым.
Притенив, его можно превратить в темный. А при желании фон можно довести до любой степени светлоты. Для этого используют специальные фоновые осветители.
Иногда композиция снимка выигрывает от обозначавшихся на фоне линий. Такие линии достигаются за счет складок ткани фона. Для этой цели ткань должна быть эластичной, чтобы образование складок происходило без вмятин.Строго вертикальные складки сами по себе представляют статичный линейный строй.
Распределяясь по всему фону, они приводят к навязчивой и примитивной уравновешенности. Наклонные овальные линии оживляют фон. Чаще всего их располагают лучеобразно, сходящимися к одной точке. Такие складки обогащают композицию портрета, являются дополнительными ее элементами. Они расширяют возможность размещения фигуры в кадре. Вполне оправданным может быть расположение фигуры ближе к границам кадра, а образевавшееся свободное пространство в подобных случаях заполняется линейным рисунком фона. Как и всякие наклонные линии, они знаменуют начало движения, т.е. придают фону динамичность.
Любые элементы изображения на фоне, выраженные более насыщенно, чем участки основного объекта, создадут впечатление обратной перспективы. Фон, как бы выдвигаясь вперед, будет мешать восприятию фигуры, «спорить» с ней по значению. Смягчения линий складок фона достигают за счет спадов резкости изображения, регулируя степень нечеткости путем отдаления фигуры от фона.
Способ изменения тональности фона посредством размещения на его
плоскости более светлых или темных предметов использовался уже давно.
Известный фотохудожник-портретист В. И. Улитин укреплял на фоне в определенных местах листы светлой или темной бумаги нужной формы. Будучи на снимке сильно нерезкими, они превращались в размытые пятна, иногда жесткие, иногда нежные,— в зависимости от желания фотографа.
Интересных эффектов на фоне достигает московский фотохудожник Е. С. Бялый. Он располагает на фоне куски гофрированного картона, выводит их изображение в полную нерезкость и получает на фоне интересный тональный рисунок.
Встречается еще одна разновидность фона — это оттененный фон. Плавный переход тональности от светлой до темной достигается на нем путем соответствующей окраски фона. Такие фона часто встречались в павильонах с дневным освещением, где самостоятельная световая отработка фона была затруднена. Для малых павильонов, где возможность создания на фоне световых эффектов ограничена, такой фон может оказаться приемлемым.
В последние годы довольно широкое распространение за рубежом приобрели фона из пластика.
Они представляют собой неоднородную полупрозрачную среду и, будучи слабоподсвечены изнутри, превращаются в светящееся пространство. Эффект такого фона — искрящаяся воздушная среда. Разнообразие эффектов освещения достигается при этом лишь изменением светлоты фона. Известны также проецированные фона. Проекционный фонарь благодаря соответствующему диапозитиву создает на фоне нужное изображение. Такое решение проблемы фона заимствовано у кинематографа, где по многим причинам есть смысл отснять небольшой эпизод в павильоне, чем отправляться всей съемочной группой в дальнюю командировку или строить дорогостоящую декорацию. Для этой цели на соответствующий по величине экран проецируют предметный фон: улицу города, пейзаж и т. д.
На проецируемом предметном фоне правдоподобие подлинной обстановки намного лучше выражено по сравнению с давно исчезнувшими рисованными фонами. Однако сам факт фальсификации, составляющий основу сюжета портретного фотоснимка, мало приемлем.
Интересные композиционные решения были найдены многими фотографами путем заполнения фона падающими тенями от фигуры (например, портретное изображение скрипача перекликается с его тенью на фоне).
Более широкое применение находит проекция световых пятен, не обладающих предметными формами.
Блог anikin  |  12.03 13:51

Комментарии

© 2004-2013 Me-Design