Регистрация

Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться. Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.

Перспектива изображения фотографического (часть четвертая)

Фотограф должен выработать умение наблюдать и оценивать линейную перспективу портретного изображения, представляя себе проекцию фигуры такой, какой ее изобразит данный объектив. Перед фиксацией изображения следует внимательно проследить за перспективой изображения по матовому стеклу фотоаппарата.
Если рассматривать перспективу как учение о методах изображения на
плоскости объемно-пространственных характеристик объектов посредством оптического прибора (объектива), то лучшим методом поиска желаемой перспективы будет рассматривание объекта одним глазом. При этом окажется видимой только одна пространственная позиция этого объекта. В этот момент наше представление об объемно-пространственных свойствах портретируемого будет близко к проекции, создаваемой объективом.
Обобщенная форма головы человека представляет собой эллипсоид. В пределах этой формы мы различаем три типа голов — почти шарообразные, вытянутые и сплюснутые. Шарообразная и сплюснутая формы, если они ярко выражены, требуют от фотографа применения изобразительного приема, изменяющего некрасивый строй головы. Шарообразную форму можно «растянуть», а вытянутую—«приплюснуть» в пределах, не изменяющих восприятие индивидуальных особенностей лица.
Такая задача очень часто стоит перед фотопортретистом. Изобразительное
решение пространственной формы головы тесно связано с нахождением
перспективного построения изображаемой головы. Так, например, боковая перспектива, зрительно сужая лицевую часть, как бы растянет сплюснутую или шарообразную форму головы.
Рассматривая перспективу портретного изображения, фотограф не должен пытаться оценивать отдельно линейные формы, отдельно светотень, отдельно цвет и т. д. Такой анализ нарушит восприятие целостного образа.
Исследования психологов Б. М. Теплова и Б. Г. Ананьева показали, что
первоначальной и общей возможностью восприятия является контур
предмета. И лишь после того, как нам удастся выделить контур изображения из фона, начинается внутреннее различие формы, пропорций, отдельных деталей предмета восприятия.
Таким образом, можно прийти к заключению: работа над перспективным построением портретного, как, впрочем, любого другого предметного снимка, начинается с выявления контура. Далее рассматриваются величинные соотношения элементов композиции, допустимые при портретном изображении. Картина перспективы становится завершенной, когда
величинные соотношения увязаны с закономерностями воздушно-тональной перспективы.
Если творческий процесс перспективного построения портретного снимка выразить схематично, то он предстанет примерно в такой последовательности:
1) психологические и характерологические наблюдения;
2) эмоциональное решение портрета;
3) решение позы и выбор масштаба изображения;
4) нахождение контура фигуры;
5) определение характера перспективы — нормальной или длиннофокусной;
6) определение дистанции съемки;
7) подбор соответствующего объектива;
8) диафрагмирование. Пластичность оптического рисунка. Спадырезкости;
9) освещение. Создание тонального решения фигуры и фона.
Известно, что восприятие фотоснимка в целом, и перспективного рисунка в частности, у разных людей различно. Все недостающее на изображении как бы рисуется в нашем сознании, дополняя видимое. На этом основании фотографы, удовлетворяющиеся лишь плоскостным изображением, не ставят перед собой задачи объемно-пространственного решения и закономерного перспективного построения снимка. Они считают, что незавершенность изо-
бразительной формы может быть восполнена нашим опытом, имеющимися представлениями и знаниями о предмете.
Рассуждая таким образом, они упускают объективную данность изображаемого объекта со всеми его характерными выпуклостями формы,
ее контурной проекции, цвета и тональности. Направление съемки имеет первостепенное значение при создании перспективы лица. Профильное изображение, как и фас, наименее перспективно, так как за закруглением основной плоскости лица объектив «не видит» уходящих в глубину более
мелких форм. Все разновидности полуоборотов создают возможность
сопоставления больших и малых парных плоскостей лица, масштабы которых определяются степенью приближенности к объективу и конфигурацией их проекции в зависимости от закругления формы. Это обстоятельство объясняет причину того, что подавляющее большинство художественных портретных снимков делают в полуобороте.
Приближение аппарата к лицу портретируемого вызывается обычно желанием укрупнить масштаб изображения. Однако сокращение дистанции между моделью и фотоаппаратом не только дает эффект приближения, но и видоизменяет перспективу в сравнении с тем, как видит ее человеческий глаз.
Эффект короткофокусной перспективы явно не пригоден для портретных целей, так как резкое изменение масштабов носит карикатурный характер.
Заботясь о естественной перспективе портретного изображения, фотограф подбирает соответствующий объектив, требующий вести съемку с некоторого отдаления, при котором нет подчеркнутых перспективных сокращений. Говоря «подчеркнутых перспективных сокращений», мы не имеем в виду такой сверхдлиннофокусной перспективы, которая привела бы к абсолютным размерам. Это было бы другой крайностью и шло вразрез с нашими реальными зрительными впечатлениями, так как невооруженным глазом мы можем видеть фигуру в крупном плане, рассматривая ее с дистанции 3,5—5м.
В результате мы наблюдали бы перспективу, которая казалась бы нам
привычной.
Благодаря перспективе, которая в той или иной мере видоизменяет реальные размеры всех частей, мы ощущаем пространственные формы человека в портрете. При съемке фигуры нам приходится иметь дело с большим разнообразием форм в различных положениях по отношению к объективу и источнику света. При этом сокращения, связанные с определенной проекцией фигуры (вид сверху, снизу или сбоку), будут так же привычными и реальными.
Блог anikin  |  28.02 13:16

Комментарии

© 2004-2013 Me-Design