Фигура человека, снимаемого на плоском фоне фотографического павильона, будет казаться наклеенной на него, если светом не создать на этом фоне иллюзию перспективы. Фон не должен обнаруживать свою материальность. Напротив, плоскость и материальность фона должны исчезнуть, превратиться в воздушно-световое пространство, казаться глубинными и бескрайними. Эту довольно сложную изобразительную проблему можно решить, усвоив закономерность тональной (воздушной) перспективы.
Изображаемое в портрете пространство занимает всю площадь кадра, за исключением самой фигуры. Иначе говоря, понятие фона отождествляется с понятием пространства.
Задача перспективного построения портрета заключается в том, чтобы
на плоском фотографическом снимке создать иллюзию трехмерности как
изображаемого человека, так и окружающего его пространства. Эта кажущаяся трехмерность при изображении человека должна быть выдер-
жана в эффекте максимальной длиннофокусности линейной перспективы. Что же касается фона, то решение тональной перспективы завершит перспективное построение портрета.
Изображение интерьера как пространственного фона, на котором по всей его площади расположены предметы различной формы, связано с естественным для человека ощущением пространства. Предметы интерьера должны быть выдержаны в сокращающемся ритме масштабов. Контрасты светотени на фигуре должны постепенно смягчаться в глубине фона.
Соблюдение перечисленных закономерностей, относящихся к соблюдению воздушной перспективы, имеет значение при имитации эффекта дневного освещения, так как эти закономерности выведены из наблюдений в природе. Они иногда полностью не совпадают с условиями освещения интерьера в павильоне. Наиболее отдаленные участки интерьера вовсе не должны быть светлее участков переднего плана, если осуществляется эффект освещения, в основу которого взят, например, эффект свечи, настольной лампы и др. Освещая модель, находящуюся ближе к аппарату, получим эффект, когда дальние участки интерьера будут закономерно темнее участков переднего плана.
При портретировании на фоне интерьера закономерность тональной перспективы заключается в создании ощущения глубины и пространствен-
ности фона, на котором проецируется модель.
В отличие от предметного фона (интерьера), где имеется известная глубина пространства, отделяющая одни предметы от других, плоский фон представляет собой задрапированную стену. Отсутствие фактического пространства вызывает необходимость создания иллюзорного. Это осуществляют соответствующим освещением фона. Как на предметном, так и на плоском фоне можно задаться целью воспроизвести самые разнообразные эффекты, имея при этом в виду одно обязательное условие: фон должен казаться глубинным и пространственным. Несмотря на важность проблемы
пространственного решения фона, главной изобразительной задачей
портретного снимка является все же правильное перспективное построение головы и фигуры портретируемого. Под этим мы подразумеваем выражение его объемной проекции на фотоснимке, ритмический строй видимых пространственных форм, характерных перспективных и ракурсных сокращений.
При перспективном решении портрета нам приходится решать две проблемы:
1) конструктивные особенности построения изображения, т. е. находить
объемную проекцию, выраженную в позе;
2) особенности освещения, усиливающие или ослабляющие впечатление объемности лица и фигуры.
Перспектива проекции фигуры в портрете зависит от точки съемки. Рассматривая ее линейные формы с разных направлений, мы всегда от-
личим четыре характерных типа перспективы: прямую (центральную,
фронтальную, симметричную), боковую (асимметричную, сдвинутую в
сторону), верхнюю (удлиняющую вертикальные линейные формы)
и нижнюю (укорачивающую вертикальные линейные формы). Каждый
тип перспективы может быть передан в трех разновидностях перспективы — нормальной, длиннофокусной и короткофокусной. Каждый тип и разновидность перспективы представляют принципиально новую воз-
можность изображения человека на фотоснимке. Вот почему, выбирая
одну из разновидностей перспективы, необходимо учесть своеобразие архи-
тектоники модели, ее проекцию и позу.
Фотограф может оказаться неподготовленным к выполнению задачи перспективного построения фигуры как пространственной формы, если
он не изучил ее проекции, костяк и мускулатуру и не учел возможность
их деформации, особенно тех частей, которые выдвинуты вперед или ухо-
дят в глубину пространства по сравнению с центральной плоскостью фигуры. Это в равной мере относится и к ракурсным изменениям проекции, когда открываются ранее невидимые нижние или верхние плоскости отдельных форм. Ракурсное построение фигуры основано на применении знания перспективы. У неопытных фотографов встречается искажение линейного строя лица и фигуры, что выражается в увеличении близлежащих к объективу элементов.
Следует помнить, что линии вытекают из форм поверхности фигуры,
образуя ее контурную проекцию. Они знаменуют места закругления и ухо-
да форм вглубь. Заметное искажение линейного строя является одновременно искажением самих форм. Наше восприятие построено на
субъективных представлениях о предмете, обусловливается различными психологическими и физиологическими причинами. Когда мы смотрим на какой-нибудь близкий предмет, глаз как бы пробегает по нему, создавая множество разных проекций, которые синтезируются нашими органами восприятия в единую проекцию — зрительное представление о предмете. Кроме того, бинокулярность нашего зрения основана на видении двумя глазами. При этом возникает стереоскопический эффект, и два плоских изображения от левого и правого глаза сливаются воедино, создавая объемное видение.