На солнце до некоторой степени проще определить реальные условия освещения. Практически нет сомнений, что освещение является
направленным. Хорошо известны следующие варианты освещения
фронтальное (переднее), боковое, контровое, контурное и низкое боковое.
Единственным видом естественного освещения, который не встречается на умеренных широтах, является освещение от солнца, находящегося строго в зените. При зенитном освещении получаются контрастные, непривлекательные фотографии, особенно при съемке портретов. В
субтропических и тропических странах съемочной аппаратурой обычно не пользуются в течение четырех часов около полудня и снимают лишь в утренние и вечерние часы. Это послужило поводом к вымыслу о том, что полуденные часы следует любой ценой избегать для съемок независимо от
географического положения, что не соответствует истине. Низкое зимнее полуденное солнце на широте 45° создает условия освещения, аналогичные условиям освещения поздним вечером на тропических широтах, и является идеальным для фотосъемки.
При фронтальном солнечном освещении могут возникнуть сложности. Когда солнце достаточно высоко, моделирование становится очень невыразительным и в воздухе отчетливо видны любая дымка или пыль (подобно тому как свет от вспышки неожиданно выявляет дым в накуренном
помещении). Когда солнце достаточно низко и его лучи могут отражаться в вертикальных стеклянных поверхностях, а предметы отбрасывают длинные тени (оба этих эффекта можно использовать в интересных композициях), есть опасность того, что в кадр попадет тень самого фотографа.
Аналогичный вред могут нанести тени других людей и сооружений. Глубокая черная тень от телеграфного столба или обширная тень от дерева в виде кляксы могут испортить распределение освещения наземных деталей. Изменение точки съемки, если фотограф пользуется широкоугольным объективом, обычно не решает проблемы: «захват» тени от фотографа широкоугольным объективом даже более вероятен. На практике часто бывает необходимо использовать телеобъектив. При фронтальном освещении высоко стоящим солнцем создаются почти столь же уродливые тени у глаз и подбородка, как и при освещении солнцем, находящимся в зените. Заполняющий свет вспышки принесет мало пользы, полезным может оказаться лишь рефлектор. В целом лучше избегать съемок при таком освещении.
Боковое освещение, при котором свет падает на объект под углом 45—90°, возможно как при достаточно высоком, так и при низком положении солнца. Поскольку одна сторона объекта полностью освещена, а другая находится в тени, так что плавная линия перехода от света к тени имеется на всех объемных округлых предметах, моделирование формы и пространственной
структуры объектов существенно улучшается.
При таком освещении в полной мере проявляют себя естественные отражатели: солнечный свет, отражаясь от зданий, дает сильное заполняющее освещение. Части объекта, имеющие различную ориентацию, приобретают различные уровни освещенности, что не наблюдается при
фронтальном Освещении. Стена, обращенная к солнцу, будет освещена полностью; если лучи солнца едва ее касаются, будут видны фактура и отдельные детали, хотя и при меньшем уровне освещенности; стена, развернутая от солнца, будет находиться в тени.
Тени, отбрасываемые фотографом или посторонними предметами, простираются поперек изображения и обычно явно не выделяются. Если какая-либо тень падает очень близко от камеры, бывает достаточно отодвинуться на несколько метров, чтобы избежать ее. При боковом освещении фотограф, кроме того, имеет возможность сам перейти в тень если при съемке широкоугольным объективом имеется риск появления оптических бликов; при этом в кадр может быть включено пространство неба в непосредственной близости к солнцу.
В целом боковое освещение рекомендуется для съемок всех натурных композиций независимо от окружающих условий служащее фоном небо, снимаемое при боковом освещении_,_как правило, получается приятного голубого цвета, особенно если солнце освещает объект под углом 45°. В этом случае баланс света и тени близок в оптимальному («средний сюжет») и параметры экспозиции устанавливаются прямыми измерениями.
Низкое боковое освещение наблюдается при очень низком положении солнца. При таком освещении лучи света обычно падают на объект под углом, близким к 90° О поперечном освещении можно говорить лишь применительно к объектам с преимущественной ориентацией,
например фасадах зданий. Поперечное освещение выявляет фактуру и создает длинные резкие тени.
В студии такой тип освещения называют скользящим. Перед самым заходом солнца весь ландшафт на короткое время может быть освещен поперечным светом, а при более высоком положении солнца поперечным освещением могут выделяться склоны холмов и другие наклонные поверхности (по
контрасту с остальной частью сюжета).
При прямом контровом освещении ярким солнечным светом можно получить изображение любого типа — от светлого и изящного портрета до насыщенного силуэта. Все зависит от экспозиции. Если она определяется по освещенности всего сюжета, то следует ожидать резких контрастов и густых теней. Если экспозиция определяется по освещенности теневой части
объекта, то фон будет светлым а тени будут иметь нормальные плотности.
Использование рефлекторов и вспышек заполняющего света уже рассматривалось ранее при анализе контрового освещения. Что касается
формы и объемных свойств изображения, то при ярком солнечном контровом освещении наблюдается тенденция к сведению каждого элемента к плоскому силуэту на фоне подавляющей воздушной перспективы. Отдаленные части сюжета, вероятно, будут окутаны дымкой, но ближайшие
детали будут видны отчетливо. Впечатление перспективы создается без каких-либо признаков объемности формы, округлости или фактуры (за исключением стен или поверхности земли, на которые солнечные лучи падают под углом). Простая логика подсказывает, что контровое освещение, в большинстве случаев бывает по утрам и вечерам, поскольку оно невозможно при расположении солнца, близком к зениту, а что
касается времени года, то такое освещение чаще встречается осенью, зимой и весной. В результате зрители связывают контровое освещение с летними вечерами, ранним утром, весною, осенью и зимними солнечными днями.
Все эти ассоциации приятны и зачастую вызывают ностальгию.
Исходя из этого, контровое освещение используется для рекламных сюжетов с определенной эмоциональной направленностью. Этому способствуют упрощение форм и утрата деталей, особенно когда отчетливо выражена воздушная перспектива.
Контурное освещение является предельным случаем контрового, когда небо вообще не входит в кадр Объект обычно снимается на темном фоне — зданий, деревьев и даже земли (с некоторого возвышения) Солнечный свет падает на объект сзади, немного сбоку, и освещает лишь контур предмета. При
этом, если нужно получить изображение в виде яркого контура на густом темном фоне, устанавливают минимальную экспозицию. При контурном освещении скрадываются и форма, и фактура, и объемная структура предмета, выступает лишь конфигурация, внешние очертания. Этот тип освещения максимально графичен. В условиях прямого солнечного освещения контровым светом необходимо использовать высококачественную солнечную бленду для объектива. В отличие от общей засветки, создаваемой обширными светлыми пространствами сюжета, блик
от прямого солнца может усугубить общее снижение качества изображения яркими пятнами света. В дальнейшем эти пятна невозможно устранить. Чтобы
такие блики не появились, выбор сюжета необходимо производить при той рабочей диафрагме, с которой будет произведена съемка, но не при полностью открытой диафрагме, поскольку блики часто появляются при диафрагмировании. Самый неприятный блик создается в том случае, когда форма отверстия диафрагмы объектива воспроизводится в виде ряда цветных многоугольников. Во многих современных оптических системах этого удалось избежать благодаря удачной конструкции объектива, но некоторые зум-объективы и широкоугольные объективы имеют подобный недостаток.
Блики в объективе и пятна от отверстия диафрагмы приемлемы, когда в кадр включено само солнце. При такой съемке необходима ручная установка экспозиции. Значения параметров экспозиции должны определяться исходя из освещенности всей снимаемой сцены без учета солнца.
Это одинаково справедливо и для солнечного света из-за преграды, и для открытого солнца. Обычно для повышения шансов на успех композицию кадра следует строить таким образом, чтобы солнце светило из-за ветки или было закрыто, например, головой снимаемого человека, создавая ореол
вокруг волос.