Ошибочно полагать, что на полностью открытых, неограниченных пространствах контраст освещения выравнивается или понижается. Впечатление воздушной перспективы скорее связано с открытым воздушным пространством, видимой перспективой, а не с характером освещения.
Если в окружающем пространстве нет вертикальных поверхностей или естественных отражателей, то распределение света определяется солнцем и небом. На вересковых пустошах освещение прямым солнечным светом может быть чрезвычайно контрастным. Темная земля действует как огромная поглощающая поверхность. В пасмурный день преобладает верхний свет, и тогда на лицах людей вокруг глаз и под подбородком появляются неприятные тени. Любой трехмерный предмет будет освещен плохо: верхняя
часть камня будет светлой, а нижняя лишена всяких деталей; аналогичная картина будет наблюдаться на любом транспортном средстве.
В замкнутом пространстве, даже без явных естественных отражателей, сравнительно более высокая степень подсветки от случайно вспыхнувшего или рассеянного света улучшит картину. В пасмурный день на улицах города с домами светлого цвета, огромными витринами магазинов и бледной лентой дороги освещение может быть значительно более равномерным, чем в такой же день на открытых пространствах. С другой стороны, в очень темном замкнутом пространстве может наблюдаться обратная картина: свет, проникающий в
сосновую. чащу сквозь промежутки между деревьями, может прямо упасть на предмет, но никакой отраженный свет не заполнит тени. В таком случае контраст освещения трудно исправить.