Регистрация

Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться. Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.

Сюжет высокого контраста

Рассмотрим некоторые явно несредние объекты и выясним, насколько они далеки от средних. Допустим, что мы хотим сфотографировать в помещении человека, смотрящего в окно. По сути дела, речь идет о портрете, и, следовательно, прежде всего необходимо хорошо передать тона лица.
Желательно также, чтобы на снимке, хотя бы и неявно, просыпали очертания предметов, находящихся за окном.
Для этого сначала сделаем через окно общий замер яркости уличной сцены, а затем измерим экспонометром свет от серой карты, установленной на уровне лица фотографируемого человека. В солнечный, чуть облачный день полученные результаты могут отличаться на целых шесть ступеней.
Поэтому, для того чтобы замысел удался, незачем пытаться воспроизвести на снимке и внутренность помещения, и уличную сцену так, как будто они одинаково освещены. Другими словами, можно согласиться на недодержку в одной части или передержку в другой части снимка. Естественно, что ни недодержка, ни передержка на шесть ступеней недопустимы.
При использовании современных любительских пленок передержка уличной сцены может составлять две-три ступени при условии, что кое-что удастся поправить в процессе печати. Тогда внутри помещения недодержка
составит три ступени и тона лица будут соответствовать 4 зоне нашей шкалы. Если учесть, что обращенная к аппарату сторона лица несколько затенена, то можно согласиться на ее передачу на уровне 5-й градации, однако об уровне 4-й градации не может быть и речи. В результате придется
смириться с тем, что уличная сцена будет передержана на 4 ступени. Правда, есть вероятность, что она при этом в какой-то мере удастся, поскольку многое зависит от конкретного характера этой сцены.
Экспозиция и проявление. Очевидно, что основная проблема получения удачного снимка нестандартного объекта связана с его высоким контрастом. Теоретически эта проблема может быть решена подбором экспозиции и режима проявления, однако практически это довольно трудно осуществить. Что же касается режима проявления, то, очевидно, придется воспользоваться мягко работающим проявителем, либо прибегнуть к методу двухрастворного проявления.
Обычно в качестве проявляющего вещества такие проявители содержат метол (без добавки гидрохинона) и имеют умеренно щелочную реакцию, обусловленную наличием сульфита натрия (иногда с добавкой небольшого количества углекислого натрия — соды). Мягко работающие проявители позволяют понизить контраст высококонтрастных объектов за счет более интенсивной проработки деталей негатива в тенях, чем в светах. Аналогичного, если не лучшего, результата можно добиться, применяя метод двухрастворного проявления (метод водяной или щелочной ванны). Для
данного нестандартного объекта особенно подходит метод водяной ванны, если только удастся его реализовать Что же касается увеличения экспозиции и уменьшения времени проявления, то в нашем случае это не
совсем то, что требуется. Действительно, увеличивая экспозицию, мы сдвигаем все тональности на одну зону вверх, а сокращая время проявления, сдвигаем их вниз. Идея состоит в том, что увеличение
экспозиции мало сказывается в нижней области (области недодержек) характеристической кривой, а недопроявление мало влияет на плотности в верхней области (области передержек). Поэтому света и средние тональности несколько сжимаются, тем самым понижая общий контраст. Современные пленки, однако, не очень поддаются этому приему, поскольку их характеристическая кривая имеет удлиненную линейную часть со слабо выраженными участками недодержек и передержек. И все же, подбирая различные типы пленок и проявителей, можно добиться неплохих результатов. В случаях, когда в силу тех или иных причин нежелательно вносить изменения в процесс обработки снимка, остаётся еще одна возможность — воздействовать на его качество в процессе печати. Для
данного сюжета это, пожалуй, наилучший выход из положения, причем возможны два пути: либо использование мягкой, малоконтрастной бумаги, либо дополнительная пропечатка уличной сцены с притенением той части снимка, на которой изображен интерьер помещения. Какой из этих двух путей лучше, зависит от конкретного характера снимка, и не исключено, что придется использовать оба пути одновременно. Следует иметь в виду, что если одна часть снимка плавно переходит в другую (например, уличная сцена перекрывается занавесками, предметами обстановки и т. п.), то техника маскирования потребует от фотографа немалого мастерства.
Таким образом, кажущийся на первый взгляд совершенно «неприступным» для съемки объект на самом деле оказался «доступным». Правда, при этом
необходимо заранее решить, какие меры для улучшения качества изображения будут использованы на последующих стадиях, и уже с учетом этого выбрать наиболее подходящую экспозицию. Если полагаться, например, на «вытягивание» уличной сцены в процессе печати, то и экспозиция должна быть соответствующей. Нельзя снимать, принимая во внимание только освещенность внутри помещения: передержка уличной сцены на шесть ступеней даст такую плотность негатива, которую не
удастся пропечатать. Вместе с тем нельзя снижать плотности негатива там, где воспроизводится интерьер помещения, до такой степени, что даже печать на контрастной бумаге не сможет восстановить необходимый контраст изображения.
Следовательно, необходимо найти наиболее приемлемое компромиссное решение. В нашем случае таким решением будет, по-видимому, недодержка на две ступени для интерьера помещения. В заключение заметим, что описанный сюжет практически невозможно снимать на цветную пленку,
особенно на обращаемую, не жертвуя качеством изображения на одном из концов шкалы плотностей. Существенные отклонения от нормальной экспозиции приводят к сильным искажениям цветопередачи.
При съёмке описанного сюжета единственный выход состоит в изменении освещения, причем при съемке на черно-белую пленку для этого вполне может быть достаточно переместить объект (человека) ближе к окну или поставить за пределами кадра большой белый экран, отбрасывающий свет на объект. При съемке на цветную пленку, вероятно, потребуется дополнительное освещение интерьера, причем цветовой состав искусственного освещения должен быть близок спектру дневного света (например, как у разовых или электронных вспышек).
Блог anikin  |  25.07 12:05

Комментарии

© 2004-2013 Me-Design