Удлинение носовой тени создает впечатление, будто удлиняется само ли-
цо, и наоборот, сокращение теней зрительно расширяет лицо. Этим приёмом пользуются, когда хотят несколько сгладить, не показать чересчур конусообразную или шарообразную форму лица. Фотографы чаще всего устанавливают прибор рисующего света выше головы. Это диктуется, очевидно, желанием приблизиться к реальному эффекту освещения, так как в жизни, как на натуре, так и в помещении, мы видим предметы, в основном освещенные верхним светом — солнцем, небом или люстрой. При освещении лица верхним светом глазные впадины оказываются в тени Чем выше расположен осветительный прибор, тем больше притеняются глаза и тень от носа опускается ниже. Если она пересекает линию губ и притеняет рот, то это признак того, что свет установлен чересчур высоко. Если тень от носа устремляется к уху, значит свет установлен низко. Наконец, когда тень от носа тянется вверх, притемняя глаз, то это признак того, что свет установлен чересчур низко. Если же тень от носа своим верхним краем вписывается в линию носогубной борозды, то тень как бы скрадывается. Она может соединиться с неосвещенной нижней
частью лица. Щека, освободившись от носовой тени, представляет собой
участок мягкого перехода полутонов, на ней усиливается пластичность
освещения. Такое положение носовой тени в большинстве случаев указы-
вает на правильную установку света.