Регистрация

Чтобы смотреть полные анкеты, большие фотографии, знакомится, комментировать и общаться, необходимо зарегистрироваться. Зарегистрированный пользователь имеет массу возможностей: неограниченное место для хранения фотографий в оригинальном качестве, удобная и быстрая загрузка фото, советы и отзывы профессиональных фотографов.

Освещение модели одним источником света

Освещение модели одним источником света наиболее распространено
среди профессиональных фотографов. Это в основном объясняется
двумя причинами: 1) световое решение одним диагонально направленным светом объемно и максимально пластично;2) на установку только одного
источника света затрачивается значительно меньше времени. При работе одной лампой фотограф имеет дело с рядом факторов, от которых зависит характер создаваемого освещения,— это интенсивность света, угол направления света на модель, высота установки источника света, контраст освещения. Интенсивность света. От этого фактора зависит соотношение яркостей максимально освещенных и теневых участков на фотоснимке. В недалеком прошлом фотографам приходилось прибегать к лампе в 1000 Вт в
основном из соображения экспозиции, учитывая низкую чувствительность негативного материала. Рассмотрим влияние сильного и резкого света, который дает, например, лампа в 1000 Вт в светильнике направленного действия. Первое нежелательное явление — это пересветы фактуры и тональности, второе — чрезмерный контраст. Надо также учитывать такое нежелательное явление, как сужение зрачка, вызываемое столь ярким освещением глаз («зрачковый рефлекс»), а также довольно частые случаи светобоязни. Н. Механик в книге «Основы пластической анатомии» (М., 1958, с. 108) приводит интересные данные о том, как высокая яркость света вызы-вает непроизвольное выражение лица, порой противоположное душевно-
му состоянию человека. «Если внезапно осветить лицо,— пишет он,— то начинают сокращаться мышцы: мускул, сморщивающий брови, пи-рамидальный мускул и круговой мускул глаза. При активном сокращении пирамидальный мускул образует в области переносья горизонтальные складки кожи, появляющиеся при выражении презрения, отвращения. Свет, ярко воздействуя на глаза, сокращает круговой мускул глаза; от этого глаз
зажмуривается, и лежащая в окружности глаза кожа надвигается на
сомкнутые веки. При выражении напряженного внимания или глубокой скорби оба мускула, сморщивающие брови, сближают брови, одновременно несколько их опуская. В то же время на коже переносья появляются вертикальные складки. Иногда то же явление наблюдается при внезапном воздействии резкого света». (Подчеркнуто мной.— Я. Ф.). Лампа накаливания в 1000 Вт и более, заключенная в софит и направленная на лицо, как раз является тем противопоказанным светом, о котором шла речь. Поэтому первой рекомендацией при использовании направленного света с целью портретирования является отказ от использования таких мощных потоков света, которые вызывают «зрачковые рефлексы» и заметное сокращение мускулатуры лица. В настоящее время перед фотографом не стоит экспозиционной задачи создания высокой освещенности, так что в методику освещения одной лампой следует ввести поправку. Лампы в 500 Вт в светильнике направленного действия вполне достаточно в качестве источника рисующего света в самых больших павильонах. В малых же павильонах вполне хватает лампы в 300 Вт. Угол направления света на модель. От этого фактора зависит эффект создаваемого освещения (фронтального, диагонального, бокового, заднедиагонального).
Изменение угла направления света влечет за собой не только изменение
эффекта освещения, но и изменение красочного многообразия поверхно-
стей и их фактуры, изменение пространственных форм объекта на фо-
тоснимке. При фронтально направленном свете создается невыразительное
плоское освещение. Оно не выявляет объемно-пластических форм модели.
Для того чтобы получить более активный светотеневой рисунок, т. е.
добиться на участке света плотной тени и светотональных переходов
между ними, следует установить источник рисующего света в передне-
верхне-боковом положении. Боковое положение осветительного прибора
разделит светотень на две четко противопоставленные стороны — свето-
вую и теневую. При этом лицо утрачивает округлость и кажется угло-
ватым. По мере передвижения осветительного прибора от фронтального в боковое положение сторона лица, противоположная источнику света, будет
уходить в собственную тень, а от носа появится падающая носовая тень.
Ее величина и рисунок определяются степенью смещения в сторону источ-
ника света и высотой его установки. Носовая тень будет увеличиваться
по мере отклонения лампы в сторону. Если лампа будет находиться на
уровне лица, то тень от носа упадет в направлении уха. Эта четкая тень
на щеке в форме треугольника нарушит объемную форму лица и пластичность освещения. Чтобы устранить нежелательное тенеобразова-
ние от носа, можно, не поднимая источник света вверх, отвести его в
такое положение, чтобы тень от носа удлинилась и ушла за пределы осве-
щенной части лица, и таким образом утратила свое самостоятельное зна-
чение. При этом под глазом на теневой стороне лица, выше линии носо-вой тени, пройдет граница светотени, замыкающая световое пятно. Размер
этого пятна может расширяться или сужаться в зависимости от поворота
головы. В портретной практике часто наблюдается еще одно неприемлемое
тенеобразование от носа. Оно возникает, когда источник света незначи-
тельно смещен в сторону. От носа набегает очень узкая полоска тени.
Зритель не оценивает ее как тень, а воспринимает как некое теневое про-
должение самого носа, вернее одного его крыла. К этому приему прибега-
ют, когда сознательно хотят расширить нос. Если фотограф не желает изменять понравившуюся ему раскладку светотени, то он может несколько расширить или удлинить тень от носа, что-бы она могла восприниматься как падающая тень.Тень, идущую в направлении уха, можно также направить книзу, для этого необходимо изменить высоту установки лампы.
Блог anikin  |  05.03 11:34

Комментарии

© 2004-2013 Me-Design