Экспонометрическое число (комбинация диафрагмы/выдержки), отображаемое экспонометром, является производной от силы света,
достигающей фотоэлемента. Измерительный прибор интерпретирует этот параметр с допущением того,что объект имеет средний тон с отраженной
оптической плотностью 0,70.Измерение отраженного света подразумевает на
правление экспонометра от камеры в сторону объекта съемки. В пределах угла восприятия фотоэлемент регистрирует весь свет, отражаемый от объекта. Основное допущение здесь — то, что большинство объектов дают относительно равномерное распределение света и имеют темный или
средний тон. Измерительный прибор усредняет или интегрирует общий свет и рассматривает его так, как если бы он отражался от одного объекта
среднего тона с оптической плотностью 0,70. Большинство портативных экспонометров могут также измерять свет, падающий на объект
съемки. Для этого вы закрываете фотоэлемент рассеивателем и направляете экспонометр от объекта съемки в сторону камеры.Такой замер падающего света основан на допущении, что если правильно экспонируется средний тон с оптической плотностью 0,70 все остальные более светлые или более темные области объекта передаются с правильной градацией тона.
Измерение отраженного света является усредненным замером или замером по полной площади (иногда его называют интегрированным замером). Такое измерение может дать правильное экспонометрическое число, если распределения яркости объекта интегрируется по среднему тону, такому
как у нейтральной тестовой карты Kodak. Отражательная способность этой карты составляет 18 \%, что эквивалентно оптической плотности 0,74. На практике удобнее округлить значения и рассматривать отражательную способность 20 \% и эквивалентную плотность 0,70.Если распределение яркости не интегрируется до среднего значения 20 \%, следует соответственным образом изменить результат. Оценка отклонения
и определение способа коррекции отклонения требует некоторого опыта. В зависимости от экспонометра и его угла восприятия замер может быть
полноплощадным, выборочным, или, если угол восприятия очень мал — точечным.
Замер TTL
Однообъективные камеры обычно измеряют свет через объектив (TTL). В зависимости от конструкции камеры фотоэлемент расположен так, чтобы
измерять яркость экрана видоискателя, либо получает часть света, отклоненную с помощью вспомогательной зеркальной системы. В первом слу
чае фотоэлемент располагается рядом с окуляром видоискателя или в пентапризме. Во втором случае фотоэлемент может располагаться за главным зеркалом или в основании зеркальной коробки.Обычно замеры таких устройств являются центрально-взвешенными полноплощадными.
Пробник в плоскости изображения павильонных фотокамер также дает показания TTL. Примерами таких устройств являются broncolor FCM 2 с
пробником или Sinar Sinarsix Digital, или экспонометры, которые можно использовать с гибким пробником или усилителем. Такие приборы производят замер по небольшой площади объекта на матовом стекле. Если площадь замера достаточно мала, то мы опять получаем точечный замер.
Усредненный замер
Усредненные замеры — это замеры отраженного света с большим углом восприятия или замеры падающего света. Усредненный замер падающего
света дает показания силы света безотносительно к яркости объекта. При замере отраженного света результат является суммарным средним
значением света, отраженного от всей поверхности объекта. Предполагается, что эта сумма должна соответствовать среднему серому тону. Замер дает правильное значение, если средняя яркость объекта эквивалентна отражательной способности 20 \% (оптическая плотность 0,70).Усредненный замер падающего света — простейший способ экспонометрии — используется в случаях, когда объект не представляет затруднений с точки зрения освещения или контраста. Экспонометры для измерения падающего света оснащены полусферическими рассеивателями. Чтобы произвести корректный замер расположите рассеиватель перед объектом съемки и направьте его на камеру Если конфигурация освещения включает подсветку сзади или специальные эффекты освещения, направьте диффузор в сторону основного источника света.Большинство широко используемых ручных экспонометров, предназначенных для измерения окружающего света и света вспышки, производят усредненные замеры падающего света. Профессиональные фотографы предпочитают использовать такие устройства в студиях, даже для объектов с проблемным освещением.
В этом случае показания экспонометра являются рекомендуемыми установками экспозиции, которые модифицируются, но являются основой для проведения проверок с моментальной пленкой.Оценка кадров, полученных в результате проверки, впоследствии помогает определить необходимую коррекцию, которую затем легко применить. В профессиональной фотографии проверочные моментальные снимки стали незаменимым средством проверки установок света и экспозиции.
Точечный замер
Точечные замеры — это замеры отраженного света по малой площади в выбранной точке объекта. Для таких замеров необходим либо экспонометр
с малым углом восприятия, либо пробник, используемый для замеров в плоскости изображения с павильонными камерами. Точечный замер
можно произвести и обычным ручным экспонометром, расположив его на малом расстоянии от объекта и измерив отраженный свет. Обратите внимание не то, чтобы экспонометр не отбрасывал тень на объект съемки.
Точечные замеры не просты. Однако они в любом случае дают лучшие результаты, если проводятся и интерпретируются правильно.
Выбор правильной точки замера
Экспонометры откалиброваны для передачи деталей объекта при плотности конечного позитива 0,70 \%. (Это округленное значение тона нейтральной тестовой карты Kodak.)Любая точка объекта, более темная, чем точка замера будет более темной на изображении; любая точка объекта, более светлая, чем точка замера будет воспроизводиться на изображении в соответствующей степени более светлой. Поэтому желательно выбрать точку замера объекта, наиболее приближающуюся к отражательной плотности 0,70. Если Вы произведете замер по слишком темной или слишком темной точке, то на изображенииэта точка будет воспроизведена, как точка со средним тоном, а остальные тона будут соответственно смещены, что приведет к недо — или переэкспозиции. Если эти тона расположены на прямой части графика характеристики пленки, то эту ошибку экспозиции можно будет полностью компенсировать при печати.
Для этого теста все три негатива обрабатывалисьи печатались при одинаковых условиях. Результат наглядно показывает, как экспонометр интерпретирует точку замера в качестве среднего тона.На отпечатке все три полосы отображают точку замера, как точку с плотностью 0,70, независимо от фактической яркости соответствующей точки оригинала.Точечный замер по серой карте Самый простой способ добиться правильной экспозиции — поставить рядом с объектом съемки нейтральную серую карту с номинальной оптической плотностью отраженного света 0,70 например, уже упоминавшуюся нейтральную тестовую карту Kodak) и провести замер экспонометром по этой карте. При этом: Располагайте карту как можно ближе к объекту съемки.Избегайте бликов от серой карты в сторону камеры.Для плоских объектов (т.е. при копировании)располагайте карту параллельно объекту (лучше всего сверху). Для объемных объектов располагайте серую карту под прямым углом к биссектрисе угла между направлением камеры и направлением главного освещения. Слегка наклоните карту вперед, чтобы избежать бликов в сторону камеры.
Производите замер отраженного света точно по оси объектива.Для объектов с очень высокой общей яркостью уменьшите экспонометрическое число, указанное экспонометром, на 1 EV.Для объектов с очень низкой общей яркостью увеличьте экспонометрическое число, указанное экспонометром, на 1 EV.Не используйте данный способ замера для
объектов, частично очень светлых или частично очень темных; в этой ситуации предпочтителен многоточечный замер.Точечный замер по замещающему среднему тону Когда невозможно использовать серую карту, найдите точку среднего тона на объекте и произведите замер по ней. При определении среднего тона закройте один глаз и наполовину прикройте другой, чтобы лучше воспринимать значения яркости. Или используйте трюк, популярный среди кинематографистов: нейтральный фильтр высо
кой плотности. Вы можете практиковаться в определении среднего тона плотностью 0,70 везде и в любое время, а не только во время съемки.
Точечный замер светов
Когда объект не имеет среднего тона, пригодного для замера (например, съемка снежных пейзажей,панорамы, линейный черно-белый объект и т. .)
или когда освещение слабое, замерьте самый светлый свет, который должен будет воспроизводиться с адекватной детальностью (избегая при этом ярких бликов) и вычтите из результата EV 2. Можно также использовать белую обратную строну нейтральной тестовой карты Kodak для замены светов.Точечные замеры светов могут использоваться для
проверки сомнительных замеров среднего тона. При одном и том же освещении показания замеров серой и белой сторон карты Kodak должны различаться на 2 EV.
Многоточечные замеры
Одиночный точечный замер, поскольку он одиночный, может давать ошибки и нуждаться в индивидуальной коррекции. Поэтому для сложных
объектов рекомендуется многоточечные замеры.Если результат замера вызывает сомнение, найдите другие потенциальные средние тона объекта,
проведите замер всем таким точкам и установите экспозицию по усредненному значению замеров.Это может быть более трудоемким, чем одиночный точечный замер, но результаты многоточечных замеров более надежны.
Двухточечные замеры контраста
Иногда на объекте съемки нет выраженных средних тонов, но есть выраженные света и тени. Последовательный замер самых ярких и самых темных деталей может стать основой для расчета очень объективного экспонометрического числа.Очень важен выбор точек замера. Свет (яркая точка) должен иметь видимую градацию — не используйте для замера абсолютно белый блик. Тень также должна иметь различимые детали — этот не должна быть сплошная черная область. Запишите результаты замеров, затем установите экспозицию, исходя из усредненного значения
двух замеров.Такой замер не только позволяет найти правильное экспонометрическое число, но и указывает на контраст или диапазон яркостей объекта.