Самым сложным из всех неблагоприятных погодных условий для фотосъемки, по-видимому, является туман. Сцена в тумане может быть впечатляющей, выразительной, лиричной, а снимок может выйти вялым и безжизненным. Несмотря на ограниченность диапазона тональностей, решающее значение нередко будет иметь выбор экспозиции.
Преимущество съемки в тумане состоит в том, что в этом случае исчезают детали: человеческие фигуры, здания и т. п. имеют лишь смутные очертания; в зависимости от расстояния до объекта и плотности тумана задний план может вообще исчезнуть. Вместе с тем туман сглаживает контраст почти до полной монотонности последнего. Поэтому, чтобы исключить однообразие снимка, необходимо яркое пятно, хотя бы на небольшом его участке.С точки зрения определения экспозиции съемка обычной сцены в тумане не представляет большой сложности, так как диапазон тональностей объекта чрезвычайно незначителен, и фотографическая широта большинства пленок более чем достаточна для его передачи. Трудности могут возникнуть только при съемке на цветную обращаемую пленку. Естественно, что многое зависит от плотности
тумана, но прямой замер интенсивности отраженного света должен дать более или менее правильное значение выдержки. Ошибка, если таковая возникнет, приведет к недодержке. Результат измерения можно сравнить с показаниями экспонометра от серой карты или данными, полученными методом освещенности («от объекта»). Поскольку туман окружает нас со всех сторон, безразлично, куда направить экспонометр. Если замер «по освещенности» даст меньшую выдержку, чем прямой замер отраженного света, то следует воспользоваться этим значением.Не следует ориентироваться на передачу белого цвета слишком светлым, поскольку такой снимок будет выглядеть неправдоподобно, к тому же выдержка окажется столь большой, что все остальные тональности (красная полоса на табличке, очертания автобуса, а в особенности — фары) будут сильно
завышены, и контраст, и без того малый, станет совсем низким; большую часть снимка «захватят» света.